[Бухгалтерия. Налоги. Бизнес, 1996]
Чем измерить бухгалтерскую программу?
„Замечательный прибор, - сказал Бендер, - сама меряет. Было
бы, что мерять..." И. Ильф, Е. Петров
В наше время, время тотальной рекламы, у потребителя возникает законная потребность
в достоверной информации „по существу". Рекламные заверения типа - "самое
лучшее что-нибудь во всем мире!" уже не удовлетворяют потенциального покупателя.
Но, если при покупке новой жевательной резинки не очень страшно, в очередной раз
попасться на старую уловку типа - „несравненный аромат и вкус", то при покупке
чего-нибудь более дорогостоящего, конечно, необходимо более серьезно подойти к
сравнению свойств и характеристик покупаемого товара.
Естественно, комплекс бухгалтерских программ (а в этой статье мы будем рассматривать
именно его) является неизмеримо более сложным (и дорогим) изделием, чем, скажем,
Сникерс или Дирол. И срок службы у него должен быть несколько продолжительнее.
И, сами понимаете, купить его, чтобы попробовать, а потом выбросить - непозволительная
роскошь! В этом случае сначала нужно пробовать, а уж затем - покупать (или не
покупать)!
Какими же принципами следует руководствоваться, покупая программное обеспечение
для бухгалтерии? Увы, в этом вопросе пока нет каких-нибудь универсальных рецептов.
Как обычно выбирается бухгалтерская программа? При серьезном подходе к делу бухгалтер
знакомится с несколькими программами и выбирает наиболее, по его мнению, подходящую.
При просмотре программы бухгалтер как бы „примеряет ее на свою бухгалтерию"
и принимает решение - подходит она ему или нет. То есть, бухгалтер интуитивно,
зачастую сам этого не осознавая, создает перечень вопросов и требований к программе
и в соответствии с этим перечней приходит к выводу о пригодности (или непригодности)
программного продукта.
Но, поскольку программа достаточно сложный и многогранный продукт, существует
опасность не заметить какой-нибудь грани, неправильно понять какой-либо аспект,
наконец, просто забыть уточнить что-либо! Что поделать - все мы люди. А последствия
этой забывчивости могут быть печальны - от потери времени, нервов и денег до подорванного
доверия к компьютеру вообще!
Что же делать? Как составить более или менее объективное мнение о программе? Выход
есть. Дело в том, что в настоящее время существует немало разнообразных методик
оценки программного продукта. Как это часто бывает, они используются не теми,
кому они по-настоящему нужны, то есть бухгалтерами, а людьми, зачастую, весьма
далекими от бухгалтерии. Я имею в виду применение этих методик для оценки программного
продукта на различных конкурсах. Так, например, в рамках недавно прошедшей выставки
Компьютер-Экспо был проведен конкурс СофтРегата 96. Специально для этого конкурса
была разработана методика оценки программных продуктов, в частности, бухгалтерских
программ. (Кстати, лучшей украинской бухгалтерской системой для DOS был признан
комплекс Lаdу Fin"). К сожалению, эти методики не являются общеупотребительными.
Причин этому несколько - и малая информированность бухгалтеров, и „одноразовость"
применения, и, зачастую, поверхностный подход составителей. А хотелось бы увидеть
тщательно проработанную, грамотно составленную, емкую и понятную, не только ее
создателю методику, позволяющую потребителю быстро и удобно сформировать хотя
бы первоначальное мнение о той или иной программе. Кроме этого, такая методика
позволила бы проводить заинтересованной организации (например, Ассоциации Разработчиков
Экономических Программ - АРЭП) нечто вроде сертификации программных продуктов,
давая покупателю гарантию соответствия покупаемого продукта основным требованиям
к нему. И в ближайшее время, я думаю, такая работа будет проведена. Конечно, для
разработки по настоящему жизнеспособной методики необходим серьезный коллектив,
состоящий из разработчиков программных продуктов, бухгалтеров, аудиторов. Но усилия,
мне кажется, оправдают себя - полученная методика позволит сэкономить немало времени
и сил, и, в конечном итоге, будет способствовать более полному, быстрому и качественному
насыщению украинского рынка добротными программными продуктами для бухгалтерии.
Предлагаем всем организациям и лицам, заинтересованным в создании такой методики
обращаться с предложениями в редакцию газеты „Бухгалтерия, Налоги, Бизнес".
Рязанов И.В. фирма "Земляничные поляны Лтд"
|